среда, 28 ноября 2012 г.

Буква "С"

СТОЛП ДЕВЫ МАРИИ (колонна Марии или даже "Чумной столп") - единственный общественный религиозный памятник XIX века в Дюссельдорфе. Установлен и освящен на площади Максимилиана в 1872-73 годах. Является политико-религиозным проектом католической церкви, утверждающей о якобы непорочном зачатии Девы Марии. К духовной защите от чумы не имеет (как в других городах и странах) отношения. Подробнее читать через ссылку названия.

(продолжение следует...)

Назад, к главной странице "Энциклопедия Дюссельдорфа"
Назад, к главной странице сайта "Дюссельдорф и его окрестности"

Столп Девы Марии

Алексей Потупин

Догмат о непорочном зачатии Девы Марии, провозглашённый Папой Римским Пием IX в 1854 году, послужил толчком для деятельности по установлению во многих странах католического мира, в том числе и в нескольких прирейнских городах Германии, колонн Девы Марии, что явилось одним из символов контрреформации и возвращения к католическому почитанию Божией Матери. В Рейнланде это движение напрямую связывалось с культом Девы Марии, а также говорило о необходимости общественного признания католической церкви... В Дюссельдорфе в средней части столпа вокруг него латынью прорисована надпись: "SANCTA MARIA SINE LABE CONCEPTA ORA PRO NORIS", которая переводится как "Святая Мария, без первородного греха зачатая, моли о нас" и раскрывает суть догмата.

И вот здесь нужно остановиться и кое-что разъяснить. Столп, посвящённый Деве Марии, - откровенно политический шаг ведомства Папы Римского, направленный, с одной стороны, против евангелической церкви, а, с другой стороны, и против православной церкви. Некая политико-религиозная афера, ещё более отдалившая православные партриархаты от ушедшего в раскол католицизма. Но разве знает об этом кто-либо из нынешних мирских, рассматривающих колонну Марии в Дюссельдорфе как произведение искусства XIX века? И в курсе ли дела сами православные? Сомневаюсь.

Обратимся за разъяснениями к тому, кто прекрасно осведомлен во всей истории с провозглашением догмата о непорочном зачатии Девы Марии. Нашим экспертом будет Владимир Николаевич Лосский, - известный православный богослов парижской школы, написавший специальную статью "Догмат о непорочном зачатии". Я не буду цитировать её целиком, но вот самое важное:

"Если бы Пресвятая Дева была изолирована от остальной части человечества привилегией Бога, даровавшего Ей заранее состояние человека до грехопадения, то Ее свободное согласие на Божественную волю, Ее ответ архангелу Гавриилу утеряли бы свою историческую связь с другими актами, способствовавшими на протяжении веков приуготовлению человечества к пришествию Мессии; тогда была бы разорвана преемственность святости Ветхого Завета, накоплявшаяся из поколения в поколение, чтобы завершиться, наконец, в лице Марии, Пречистой Девы, смиренное послушание Которой должно было переступить последний порог, который с человеческой стороны делал возможным подвиг нашего спасения. Догмат о непорочном зачатии, как он сформулирован Римской Церковью, разрывает ту святую преемственность "праведных праотцев Божиих", которая находит свой конечный предел в "Ессе ancil-la Domini". История Израиля теряет свой собственный смысл, человеческая свобода лишается всего своего значения, и само пришествие Христа, которое якобы произошло в силу самопроизвольного решения Божия, приобретает характер появления "deus ex machina", врывающегося в человеческую историю. Таковы плоды искусственного и отвлеченного учения, которое, желая прославить Пресвятую Деву, лишает Ее внутренней глубокой связи с человечеством и, даруя Ей привилегию быть свободной от первородного греха с момента Своего зачатия, странным образом уменьшает значение Ее послушания Божественному Благовестию в день Благовещения".

Католики любят ссылаться на явления Богородицы в Лурде, когда Божия Матерь назвала себя ""Я есмь Непорочное Зачатие", но "случайно забывают" добавить, что эта фраза была сказана только один-единственный раз и именно... 25 марта 1858 года, то есть в праздник Благовещения. О чём это говорит? Да о том, что непорочное зачатие Сына Божия является высочайшей славой Божией Матери.

Ещё католики пытаются ссылаться на некоторых религиозных православных писателей, якобы вкладывавших в "непорочное зачатие" Девы Марии римский католический смысл. Да, действительно, кое-кто об этом пытался писать, но кто? Только прошедшие латинские религиозные университеты и подпавшие под влияние римского богословия. Но, с другой стороны, вот уже более сотни лет в мире католицизма запрещены марилогические истолкования Фомы Аквинского, выступавшего с точки зрения православного богословия и " не вписавшегося" в римское еретическое учение, установленное 8 декабря 1854 года Пием IX. И нам, православным, об этом нужно твёрдо помнить, вспоминая о католических столпах Девы Марии, установленных в городах Западной Европы.

Неплохо выразился по поводу "непорочного зачатия Девы Марии" Бернард Клервоский: "Царственная Дева, облеченная истинной славой и достоинством, не нуждается еще в какой-то ложной славе". Больше и добавть-то нечего, а мы вернёмся к дюссельдорфскому столпу уже только как к предмету искусства, возвеличивающему Божию Матерь.

... в 1859 году был основан "Союз по учреждению столпа Марии в Дюссельдорфе", объявивший конкурс модели колонны. Комиссия, составленная из художников и профессоров Академии Художеств, а также священников города, в 1860 году признала победителем конкурса модель наиболее известного известного и уважаемого в Шпайере художника, господина Ренна (Renn). В экспертном заключении в 1867 году было сказано: "Исполнение изображения оставить за скульптором Райссом (Reiss). Работы над орнаментами были поручены Рехману.
Столп Девы Марии в конце XIX века. Свободное изображение сайта ДЮССЕЛЬДОРФ И ЕГО ОКРЕСТНОСТИ.
Комитет, в число которого входил также замечательный дюссельдорфский художник Освальд Ахенбах, по завершению работ освидетельствовал, что "статуя Мадонны, высотой 15 футов, выполненная из песчаника, превосходна, прекрасно сработаны и все остальные части памятника и он обещает стать украшением города". В 1870 году депутаты городского правительства приняли решение об установке памятника на площади Максимилиана (Maxplatz), хотя, по заявке, представленной "Союзом по учреждению колонны", местом установки предусматривалась площадь Фридриха (Friedrichplatz) (ныне площадь Граббе). Если говорить более точно и открыто, то первоначально колонна Девы Марии должна была сооружаться на улице Аллеи (Alleenstrasse). Этого желали католики Дюссельдорфа во главе с Вильгельмом фон Шадов. Не не получилось, поскольку католики составляли меньшинство в городском парламенте (несмотря на подавляющее большинство в населении города). После долгих лет споров, раздоров, согласований и компромиссов, учитывая постоянно уменьшавшееся влияние католиков города на его правительство, печально согласившись с Божией волей, основание столпа было заложено приверженцами католицизма в 1872 году на нынешнем месте, а освящение состоялось в 1873 году.

В 1930 году надзор за памятником, осуществлявшийся ранее приходом церкви св. Ламберта, был передан приходу церкви св. Максимилиана.

На высоком цоколе установлено нечто напоминающее алтарную дарохранительницу, в четырёх нишах которой установлены скульптурные изображения ветхозаветных пророков Иеремии, Даниила, Исайи и Иезекииля. На свитках в их руках неразборчиво написаны пророчества о якобы непорочном зачатии Девы Марии (на самом деле таких пророчеств нет, а существующие пророчества "притянуты зв уши"), как основах для догмы. Над пророками поднимается богато декорированная орнаментами колонна. Большая капитель, поддерживаемая головами крылатых ангелов, несёт на себе Божию Матерь. Она молитвенно скрестила руки на груди. Её глава окружена венком из звёзд.

В отличии от установленной в Кёльне в 1858 году готической колонны Девы Марии, Дюссельдорф выбрал "византийский вариант". Такое романтическое решение вызвало открытое неприятие со стороны строгих кёльнских приверженцев неоготического стиля. Использованный для изготовления колонны Девы Марии трирский песчаник оказался очень неустойчивым к выветриванию, поэтому уже в 1930 году фигуры пророков пришлось обновлять. После того, как в 1964 году статуя Иезекииля была полностью разрушена, в последующие годы все фигуры были заменены на копии. Сейчас старые скульптуры размещены в крытой галерее церкви Св. Максимилиана (помещение бывшего францисканского монастыря, фактически превращённого ныне "божественными трудами" католиков в модный ресторан).

После 1965 года на этой территории были произведены обширные реставрационные работы и восстановлен единственный чисто религиозный общественный памятник Дюссельдорфа, редкое свидетельство церковной скульптуры позапрошлого столетия. До сих пор высокая колонна Девы Марии определяет архитектурную композицию площади Максимилиана и придает ей законченный вид.

Назад, к блогу "Дюссельдорф: география и история"
Назад, в Энциклопедию Дюссельдорфа
Назад, на сайт "Дюссельдорф и его окрестности

вторник, 27 ноября 2012 г.

Буква "Б"

БАХШТЕЛЬЦЕНВЕГ (Bachstelzenweg) - одна из небольших спальных улиц административного района Унтеррат. Расположена между Ауерханвег (Auerhahnweg) и Райервег (Reiherweg). Название получила в ноябре 1945 года. Названа в честь небольшой птицы трясогуски (нем.- Bachstelze; лат.- Motacilla). Улица застроена частными одноквартирными домами среднеобеспеченного класса. Почтовый индекс - 40468.

БЕНРАТ  - один из 49 административных районов города, входящих в его 9-й южный округ. Здесь же находится и центр округа. Подробнее см. по ссылке.

БИЛЬК - один из 49 административных районов города, входящий в его 3-й юго-западный округ. Здесь же находится и центр округа. Количество жителей - около 40 тыс. чел. Площадь - примерно 5,5 кв, км, плотность населения - 6600 чел/ кв. км. Бильк играет значительную градообразующую роль в Дюссельдорфе, являясь одним из его региональных центров. Через район проложена важная железнодорожная линия, соединяющая Дюссельдорф с левобережьем Рейна. Бильк очень плотно заселён средне-и малоимущим населением, здесь довольно много переселенцев-иностранцев и непростая криминогенная обстановка. На юге расположен университетский городок и ботанический сад, но в целом район испытывает дефицит зелёных природных зон. В 1943 году бомбовым ударом была уничтожена местная астрономическая обсерватория, специализировавшаяся на изучении астероидов, часть из которых известна в научном мире под названием "24 дюссельдорфские планеты".

А король-то голый...
БОЙС, ЙОЗЕФ (Joseph Beuys) - дюссельдорфский художник, один из лидеров мирового светского постмодернизма. С точки зрения православия его "работы" не представляют никакой духовной или художественной  ценности и являются чистой воды шарлатанством, но для постхристианского "культурного" Дюссельдорфа Бойс является звездой, указывающей другим мастерам живописи путь... куда?... Родился в Крефельде 12 мая 1921 года, скончался в Дюссельдорфе  23 января 1986 года. Вёл активную жизнь унтер-офицера в  качестве военного лётчика Третьего рейха. Был сбит над Крымом, но остался жив. После выздоровления вновь воевал против антигитлеровской коалиции над небом Нидерландов. Был взят в плен в 1945 году англичанами. Учился в Академии художеств Дюссельдорфа у скульптора Матаре. Добился звания профессора академии в 1961 году, но в 1972 году был уволен за волюнтаризм и антиправовые действия. Сторонник левых политических взглядов анархо-утопического толка. Выдвигал свою кандидатуру в бундестаг от партии залёных, но потерпел поражение. Главное направление деятельности в посмодернизме - создание арт-объектов, от рулонов прессованного войлока до окаменевших колбас. Один из инициаторов так называемого искусства перформанса. В своих объектах часто использовал жир, на всю жизнь запомнившийся ему после морозной крымской татарской степи.
П.А.А., 28 ноября (11 декабря) 2012

(продолжение следует...)

Назад, к главной странице энциклопедии Дюссельдорфа
Назад, к сайту "Дюссельдорф и его окрестности"

суббота, 24 ноября 2012 г.

Буква "Д"

ДЮССЕЛЬДОРФ (Düsseldorf) - город в Германии, в земле Северный Рейн-Вестфалия, - её столица с послевоенного времени. Важный экономический центр страны. Численность населения около 600 тысяч человек. Находится в долине реки Рейн, у места впадения в него реки Дюссель. Поселение с  XII века. Образование города -  в 1288 году, после битвы при Воррингене. быстрый рост города с конца XIX века обусловлен интенсивным развитием промышленности Германии, и в особенности Рурской области. В настоящее время Дюссельдорф является крупным транспортным узлом (автомобильным, железнодорожным и авиационным. Местный речной порт на Рейне. Успешно функционирующие отрасли промышленности: металлургия (чёрная) и металлообработка, машиностроение (транспортное, приборостроение), химическая, строительная и пищевая промышленность. В мире Дюссельдорф известен и как крупный международный выставочно-ярмарочный центр. В городе множество архитектурных памятников: церкви (святых Ламберта, апостола Андрея, построенных в XII-XIII веках), замковой башни (XIII век), старой городской ратуши. Много известных музеев европейского значения (художественный, музей Гёте, институт-музей Гейне, родившегося в Дюссельдорфе). Известны консерватория и оперный театр, в котором ведущие партии исполняют певцы из России. В университете и Академии искусств также обучается много студентов из России и стран Восточной Европы. Здесь располагается постоянное представительство Русской Православной Церкви в Германии, руководимое архиепископом Клинским Лонгином, - викарием Московской епархии. В Дюссельдорфе занчительное число переселенцев из Восточной Европы, каждый 15-й житель говорит на русском или понимает русский язык. Город Дюссельдорф - побратим Москвы.

(продолжение следует...)

Назад, на главную страницу энциклопедии
Назад, на главную страницу сайта "Дюссельдорф и его окрестности"

четверг, 22 ноября 2012 г.

Буква "А"

ААХЕНЕР ПЛАЦ (Aachener Platz) - площадь в адм. районе Бильк.  Названа 18 июня 1912 года. В адресной книге города появилась в 1934 году. Названа в честь города Аахен в Германии. По окончании Второй мировой войны недалеко от площади находилось место, куда свозили обломки разрушенных зданий. Имеет необычную форму - как бы состоит из двух рядом расположенных площадей. Важный пункт транспортной инфраструктуры города, объединяющей трамвайную линию с автобусными маршрутами. Несмотря не несколько реконструкций, окончательного градостроительного решения площадь не имеет. Единственная площадь в мире с таким названием.

ААХЕНЕР ШТРАССЕ (Aachener Straße) - одна из самых загруженных улиц города. Протягивается от Людвиг-Хаммерс-Плац (Ludwig-Hammers-Platz) до Фольмерсвертер Штрассе (Volmerswerther Straße) через административные районы Бильк и Флее. Названа 22 октября 1895 года. В то время она протягивалась от железнодорожного вокзала Билька до реки Дюссель (до современной Каролингер-штрассе). Её продолжение получило название 13 марта 1908 года. В средневековье здесь пролегала паломническая дорога, соединявшая раз в семь лет паломнический город Дюссельдорф с паломническим городом Аахеном, когда в последнем выставляли для поклонения великие православные святыни.

ААПЕР ХЁЕ (Aaper Höhe) - местность в адм. районе Рат (Rath). Название появляется в адресной книге города в 1926 году. Здесь, вы высоте 90 метров над уровнем моря среди Ааперского леса (Aaper Wald) располагались учебные стрельбища дюссельдорфского гарнизона.

(Продолжение следует...)

Назад, к главной странице энциклопедии.
Назад, к сайту ДЮССЕЛЬДОРФ И ЕГО ОКРЕСТНОСТИ
Назад, к блогу ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ Северного Рейна-Вестфалии

вторник, 6 ноября 2012 г.

Буква "Г"

Список энциклопедических объектов на букву "Г":


Гольцхайм (Дюссельдорф) - один из 50 административных районов Дюссельдорфа

Граббе, Кристиан Дитрих - гениальный дюссельдорфский драматург, проживший короткую и трагическую жизнь.